Методические рекомендации по работе над созданием портфолио

Портфолио объединения по интересам на сайте Центра творчества

 

1. «Шапка» («визитка») портфолио содержит ознакомительную информацию о:

  • направлении деятельности объединения по интересам

(В нескольких предложениях характеризуется именно направление деятельности – изобразительное творчество, хореография, театральное творчество, рукоделие и декоративное творчество (какие именно виды и направления), журналистика, патриотическая направленность, волонтёрство и др);

  • о системе занятий, форме работы и т.д.

(Чем именно дети занимаются на занятиях – что мастерят, какие пьесы разучивают, какие акции проводят, в каких конкурсах, фестивалях и др. мероприятиях принимают участие);

  • о педагоге дополнительного образования

(Фото, фамилия, имя и отчество, пару слов о том, о чём стоит рассказать – стаже, мастерстве и т.д)

Например:

  • Если в новом учебном году произошли изменения в программе – важно отразить эту информацию в электронном портфолио на сайте.
  • Информация должна подаваться простым языком, живо и интересно – она рассчитана, в первую очередь, на детей и родителей, поэтому «сухие» цели и задачи скорее отпугнут, вызовут негатив, нежели заинтересуют и привлекут читателей портфолио.
  • Информация о педагоге подаётся в 3-м лице!

Обязательным является наличие следующих фотографий:

  • портрет руководителя. Это должна быть качественная фотография, где хорошо видно лицо. Стиль – деловой или нейтральный, никаких купальников, фотографий с пикников на природе, застолий и т.д.!)
  • фотографии, иллюстрирующие направление деятельности объединения. Обязательно предоставляются фотографии детей – на занятиях, на мероприятиях, во время выступлений и т.д. Цель этой части портфолио – дать представление об объединении по интересам, заинтересовать.

2. Вторая (основная) часть портфолио – это жизнь и деятельность объединения по интересам в течение года. Информация в этой части обновляется не реже 1 раза в четверть.

Если объединение по интересам действует не первый год, то информация на сайте зрительно разделяется и предыдущий год «сдвигается» вниз, освобождая место для актуальной информации. Таким образом формируется третья часть портфолио – архив.

ВНИМАНИЕ! ВАЖНО!

Для обновления портфолио одних фотографий недостаточно!

Обязательным является текстовое сопровождение:

  • Если Вы предоставляете фотографии с определённого мероприятия/занятия/конкурса/экскурсии – достаточно будет общего описания: что, где, когда и как…
  •  Если фотографии не из «одной оперы», можно сделать подписи к каждой.

Например:

Фото 1

Иванова Маша, победительница районного этапа конкурса ….

Фото 2-4

Обучающиеся объединения по интересам «…» на занятии по теме …

Фото 5

Выставка работ обучающихся объединения по интересам «…», посвящённой Дню матери/8 марта/23 февраля …

  • Все фотографии предоставляются ОТДЕЛЬНЫМИ ФАЙЛАМИ, а не внутри текстового документа.
  • Для удобства подачи информации в раздел портфолио объединений по интересам воспользуйтесь данной ТАБЛИЦЕЙ. Её необходимо скачать, заполнить и, вместе с фотографиями, отправить на электронный адрес cdt@minsk.edu.by с пометкой «Для портфолио»



Портфолио: назначение, структура, требования

     Портфолио профессиональной деятельности педагогического работника в настоящее время рассматривается как форма оценки его профессионализма и результативности деятельности при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.

     В портфолио собирается разнообразная информация, отражающая существующий уровень профессиональной деятельности работника, позволяющая эксперту, коллегам и родителям объективно оценивать эффективность образовательной деятельности и ее успешность.

          Накопление и систематизация документов портфолио ведется в течение межаттестационного периода деятельности педагогического работника в образовательном учреждении. Ведение портфолио предполагает видение «картины» значимых профессиональных результатов в целом, обеспечение отслеживания его индивидуального профессионального роста, демонстрация результативности его работы. Педагогический работник сам отбирает и формирует своё портфолио, а также оформляет его в специальную папку или альбом.

       Оценивание экспертом разделов портфолио педагога дополнительного образования следует соотнести в соответствии с разработанным профессиональным стандартом в совокупности шести основных компетентностей: компетентность в области личностных качеств, компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности, компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности, компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений, компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности, компетентность в организации педагогической деятельности.

Требования к оформлению портфолио и принцип работы с ним:

  •  структуризация материалов,
  •  логичность и лаконичность всех письменных пояснений;
  •  объективность и достоверность;
  •  целостность, тематическая завершенность представленных материалов;
  •  наглядность результатов работы;
  •  нацеленность автора на самосовершенствование;
  •  системность самомониторинга;
  •  аккуратность и эстетичность оформления.

Раздел 1.   Общие сведения о педагоге – методический паспорт.

     Данный раздел включает материалы, отражающие личностные характеристики и  достижения педагога  в различных областях: фамилия, имя, отчество, год рождения; образование; трудовой и педагогический стаж работы, стаж работы в данном ОУ; повышение квалификации; копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней; наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма; дипломы различных конкурсов (личные); другие документы. Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога.

Раздел 2.   Основополагающие материалы педагогической деятельности педагога дополнительного образования.

     В этот раздел помещаются: образовательная программа педагога дополнительного образования  или образовательный проект,  который объединяет несколько программ реализуемых педагогом;  воспитательная система и план воспитательных мероприятий; план мероприятий работы с родителями; план индивидуальной работы с одаренными детьми (если такая работа ведется); план-конспекты занятий по программе или развернутое тематическое планирование.

Раздел 3.   Результаты педагогической деятельности.

      Состав раздела: диагностика достижений обучающихся (ЗУН и творческая и проектная деятельность); сведения о сохранности контингента обучающихся; сравнительный анализ деятельности педагога за 3–5 учебных лет на основании диагностических мероприятий, участия обучающихся в  олимпиадах, конкурсах, слетах, выставках и т.д. на разных уровнях; аналитические справки посещения занятий; список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.; реализация проектной и социальной деятельности обучающихся; список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету деятельности; мониторинг диагностики развития личностных качеств, уровня общей культуры и воспитанности обучающихся; сведения о поступлении в учебные заведения по направленности деятельности педагога; отзывы о работе педагога; материалы прессы; отчет о проделанной работе за учебный  год. Материалы данного раздела представляются в динамике за 3 – 5 лет.

Раздел 4.   Научно-методическая деятельность.

     В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессиональном росте и диссеминации педагогического опыта педагога: участие и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов и т.п.; создание учебно-методических пособий с использованием информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе; работа в методическом объединении, сотрудничество с областными профильными центрами, методическим центром, вузами и другими учреждениями; участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах; участие в педагогических конференциях на муниципальном, областном, региональном и международном уровнях; проведение научных исследований; разработка авторских (модифицированных) программ; статьи  и другие опубликованные материалы; наставническая деятельность педагога; другие документы.

Раздел 5.   Социально-педагогическая деятельность педагога.

     Раздел содержит документы: сценарии воспитательных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий; волонтерская деятельность и  сотрудничество с детскими и юношескими общественными организациями; оздоровительная деятельность; досуговая деятельность; организация  работы в школах и других ОУ; организация работы с родителями  и классными руководителями обучающихся; другие документы.

Раздел 6.   Учебно-материальная база.

     В этом разделе помещается: выписка из паспорта учебного кабинета или творческой лаборатории (при его наличии); список литературы по предмету образовательной деятельности; список наглядных пособий; наличие технических средств обучения и оборудования, необходимых для успешной реализации программы; наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные пособия и т. п.); аудио- и видео-пособия; наличие дидактического материала; план по развитию материально- технической базы кабинета; другие документы по желанию педагога.

     Структура портфолио может варьироваться по инициативе педагога.

   Подходы к построению портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей и направления деятельности работы педагога.

    Важно, чтобы педагог дополнительного образования проанализировал свою деятельность, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.

   Педагогу, чтобы быть по достоинству оцененным, необходимо проделать большую работу по систематизации и обобщению наработанного опыта. И, как показывает практика, эта задача решается с помощью портфолио, которое очень четко характеризует деятельность педагога с точки зрения информационной и профессиональной культуры.

      Портфолио педагога связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину, позволяет фиксировать, накапливать и оценивать индивидуальные достижения личности в определенный период его деятельности.

Оно содержит материалы, которые:

  • дают информацию об авторе;
  • представляют результаты его деятельности;
  • отображают особенности личности автора портфолио;
  • отражают основные направления и виды деятельности;
  • демонстрируют ориентированность на выбранную педагогическую концепцию.

Применение портфолио в педагогической деятельности позволяет:

  • педагогу реально представить результаты своего труда, увидеть свои резервы, в том числе при аттестации;
  • администрации осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагога, систематизировать деятельность педагога; широко и полно предоставлять материалы при лицензировании, аттестации, аккредитации образовательного учреждения.

     В то же время, портфолио педагога позволяет демонстрировать не только результаты деятельности, но и динамику по сравнению с предыдущими результатами.

 Но необходимо заметить, что портфолио педагога ни в коем случае не должно является беспорядочной свалкой всех когда-либо разработанных программ, занятий, методических материалов, полученных грамот и дипломов.

  Нередко можно встретить ситуацию, когда прошлые достижения преподносятся педагогом как огромная заслуга в настоящем. Но ведь ценность педагогического труда именно в стабильности образовательных результатов. Именно эта стабильность, как текущая (от занятия к занятию), так и перспективная (из года в год), характеризует педагога как профессионала.

  При этом важно, чтобы портфолио выстраивалось относительно требований к имеющейся или заявленной на аттестацию педагогом квалификационной категории. Помещение в портфолио не обоснованных педагогом материалов снижает ценность свидетельств профессиональной компетентности педагога.




Портфолио, как средство оценки и профессионального развития

     Оценивая работу человека, мы прежде всего оцениваем его цели, деятельность и результаты, оцениваем то, насколько результат соответствует поставленной цели. Способы оценивания деятельности и достижений учителей и учащихся активно обсуждаются и исследуются и практиками и теоретиками многих стран. И это по сути спор о моделях обучения и управления – авторитарных или гуманных, демократичных. Неожиданно в лексиконе наших учеников и школ появилось новое слово «портфолио», которое пришло к нам из бизнеса, из опыта зарубежных школ. Профессиональный или учебный портфолио чаще всего составляет человек, стремящийся к более эффективной самореализации и новым достижениям. Что же такое портфолио и как оно может повлиять на рост профессиональной компетентности участников образовательного процесса и на развитие белорусской школы в целом?

Портфолио (от англ. portfolio) – портфель, папка для важных дел или документов:

  • Собрание образцов работ и документов, иллюстрирующих возможности и достижения его владельца;
  • Форма целенаправленной систематической и непрерывной самооценки и коррекции результатов и достижений;
  • Технология саморазвития и самосовершенствования;
  • Средство мотивации и стимулирования творческой активности и самообразования;
  • Иллюстрация усилий, достижений в управленческой и методической деятельности;
  • Средство мониторинга и оценки индивидуального прогресса;
  • Лучшее и избранное.

Основные цели ведения портфолио:

  • Систематизация опыта;
  • Более чёткое определение направлений развития, облегчающее самообразование или консультирование со стороны коллег и администрации;
  • Более объективная оценка  профессиональных умений;
  • Помощь в аттестации, в получении более высокой категории, более высокой должности при участии в конкурсе, поступлении в аспирантуру и т.п.

Основные принципы составления портфолио:

  • Авторство
  • Добровольность
  • Развитие
  • Мини-макс (минимум усилий – максимум результатов)
  • Преемственность
  • Взаимодополняемость
  • Грамотность

Виды и состав портфолио:

Простые портфолио могут быть трёх видов:

  1. Портфолио документов как витрина достижений. Это прежде всего:
  • Лицензии
  • Сертификаты
  • Дипломы
  • Свидетельства
  • Рецензии
  • Характеристики
  • Благодарности
  • Авторские разработки
  • Управленческие концепции и технологии
  • Авторские планы, схемы и проекты
  • Методические рекомендации
  1. Портфолио отзывов (оценок):
  1. Портфолио процесса как набор (коллекция) материалов и творческих работ, демонстрирующих возможности, усилия и прогресс в развитии и достижении конкретной цели:

Комплексный портфолио состоит из 2-3 разделов:

  • Набор документов
  • Набор отзывов
  • Набор (коллекция) авторских материалов и творческих работ по теме портфолио в соответствии с его назначением, демонстрирующий усилие или прогресс, персональный или коллективный.

Материалы и документы в портфолио отбираются автором самостоятельно и постоянно, по мере их накопления, периодически систематизируются и анализируются.

Период накопления документов и материалов произвольный, чаще всего 1-2 учебных года. Варианты представления документов и оформления портфолио не регламентируются. При оценке портфолио главное – самооценка.

      Конкретная модель портфолио в процессе его ведения может быть усовершенствована и модифицирована. Дальнейшее и постоянное осмысление опыта ведения портфолио и использования его возможностей поможет найти более оптимальные варианты и модели.

       Рефлексивные записки в чередовании с документами и материалами делают портфолио мощным средством развития деятельности и профессиональной культуры его авторов.

Структура портфолио:

  • Титульный лист
  • Творческая визитка автора
  • Краткая трудовая биография (где и как учился, где и кем работал), форма и результаты повышения квалификации
  • Педагогическое кредо
  • Тема и цель ведения портфолио
  • Основные задачи индивидуальной профессиональной деятельности (профессионального развития) на предстоящий (конкретный период)
  • Документы и материалы из опыта работы (авторские) по теме портфолио в соответствии с его видом и назначением
  • Рефлексивные записки
  • Перечень материалов портфолио (по разделам)
  • Заключение. Выводы

     Если в портфолио акцент делается на достижениях коллектива, фиксируются основные задачи рабочей группы и её лидера.

     Подбор документов и материалов в портфолио зависит от содержания профессиональной деятельности, уровня мастерства, вида темы и цели портфолио, комплекса решаемых его владельцем или возглавляемым им коллективом задач.

     Чтобы грамотно составить портфолио, необходимо предпринять следующие шаги:

  • Как можно более точно сформулировать цель, определить назначение и варианты использования портфолио, самокритично оценив свои возможности и способности;
  • Определить вид и структуру портфолио, виды рефлексии и критерии оценки;
  • Собрать имеющиеся документы и материалы и расположить их в определённом порядке; составить перечень;
  • Все документы должны быть датированы, в них должны быть указаны должности и звания рецензентов, авторов рекомендаций;
  • Важно периодически пополнять портфолио соответствующими материалами и отслеживать результаты работы в соответствии с поставленными целями;
  • Указывать источники используемой для работы информации, описывать средства и методы работы;
  • Регулярно писать рефлексивные заметки.

Алгоритм действий по составлению портфолио

Строгих правил нет, это индивидуальное творчество:

  • Как можно более точно сформулировать цель, определить назначение и варианты использования, самокритично оценив свои возможности и способности;
  • Определить вид и структуру портфолио, виды рефлексии и критерии оценки;
  • Собрать имеющиеся документы и материалы, расположить их в определённом порядке, составить перечень;
  • Все документы должны быть датированы, в них должны быть указаны должности и звания рецензентов, авторов рекомендаций;
  • Важно периодически пополнять портфолио соответствующими материалами и отслеживать результаты работы в соответствии с поставленными целями;
  • Указывать источники используемой для работы информации, описывать средства и методы работы;
  • Регулярно писать рефлексивные заметки.