Начинающему педагогу дополнительного образования необходимо научиться правильно планировать каждое занятие (может быть, на первых порах, составлять для себя подробный план-конспект).
Сложившаяся на практике структура занятия представляет последовательность этапов: организационный, подготовительный, основной, итоговый, рефлексивный. Для повышения эффективности образовательного процесса все этапы должны быть объективно взаимосвязаны, однако, их последовательность на ином занятии может быть различна. Например, принято начинать занятие с актуализации уже усвоенных знаний, приемов, навыков, педагог же с целью мотивации учащихся к самостоятельному решению определенного задания, проблемы начинает занятие с ролевой, деловой игры, самостоятельной работы с применением полученных знаний и умений, создания проблемной ситуации, творческого проекта. Безусловно, все это должно быть логически связано с предыдущими занятиями. Такой подход современен, он исключает шаблонность в проведении занятия объединения, расширяет рамки творчества педагога и учащихся.
Все вышесказанное касается организационной основы занятия, методическая основа его обязывает педагога планировать все виды деятельности, в том числе с применением определенных (описать каких) методов, приемов, технологий.
Примерный план занятия может быть следующим:
Дата
Тема
Цель занятия, задачи
Оборудование, дидактические материалы, технические средства обучения и т.п.
Ход занятия (содержательное наполнение каждого этапа):
организационный этап (приветствие, организация внимания учащихся);
подготовительный (озвучивание темы, цели занятия, актуализация знаний учащихся по теме);
основной (организация продуктивной деятельности учащихся, вид/ы деятельности;
итоговый (подведение итогов, в какой форме);
рефлексия (в какой форме).
Эффективность планирования зависит от знания педагогом особенностей образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, состава учащихся, их индивидуальных возможностей, от учета всех ресурсов, от положительного имиджа самого педагога (педагогический такт, оптимизм, эмоциональная отзывчивость, вера в своих учащихся и поддержка их инициатив и самостоятельности, увлеченность своим предметом и многое другое).
Для успешного планирования занятия, видения перспектив, устранения недочетов педагогу очень важно осуществлять самоанализ занятия. Для этого рекомендуем ответить (самому себе) на следующие вопросы:
- добился ли я цели, которую ставил
- какова была атмосфера занятия
- соответствовал ли объем материала качеству его усвоения
- насколько эффективны были применяемые методы и приемы
- как оцениваю активность, интерес, самостоятельность и коммуникабельность учащихся
- каково настроение учащихся после занятия
- как я оцениваю себя на занятии (речь, настроение, взаимодействие с детьми, все ли возможности использованы для решения воспитательных задач).
Алгоритм подготовки педагога к занятию:
- Анализ предыдущего занятия (см. выше).
- Моделирование последующего занятия.
- Обеспечение содержания занятия (самоподготовка: работа с литературой, ТСО, наглядным, дидактическим материалом, подбор адекватных методов и приемов работы с детьми).
- Материально-техническое обеспечение занятия (подготовка помещения для занятий, оборудования, материалов).
Современное занятие объединения по интересам – целенаправленный процесс обучения, воспитания, развития с постоянным составом учащихся по твердому расписанию с единой для всех образовательной программой дополнительного образования детей и молодежи;
это – динамичная и вариативная форма организации совместной деятельности педагога и учащихся.
Общие требования к занятию объединения по интересам:
- - Обеспечение максимальных условий для продуктивной познавательной и творческой деятельности учащихся с учетом их интересов, потребностей и способностей;
- - Формирование мотивации к самопознанию и саморазвитию, активизация всех сфер личности учащегося;
- - Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности;
- - Эффективное использование педагогических средств, достижений науки, передовой педагогической практики.
Каждое занятие должно быть направлено на достижение цели: обучить, воспитать, развить. В соответствии с этим конкретизируются дидактические, воспитательные и развивающие требования к занятию. Дидактические: четкое определение задач; оптимизация содержания занятия с учетом личностных потребностей учащихся; внедрение новых педагогических технологий; сочетание различных форм и видов деятельности (коллективной, индивидуальной); контроль и управление образовательным процессом; воспитательные: определение воспитательных возможностей темы занятия, и постановка тех воспитательных задач, которые помогают формированию у учащихся таких качеств как: аккуратность, исполнительность, ответственность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, коллективизм и др, со стороны педагога- внимательность, чуткость, педагогический такт, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их личностных успехах; к развивающим требованиям относятся: формирование и развитие мотивации к познавательно-творческой деятельности, творческой инициативы, активности; изучение и учет психологических особенностей учащихся, прогнозирование творческого, эмоционального, интеллектуального, социального развития учащихся.