Инструкции о подготовке экспонатов к выставкам и конкурсам

Инструкция о подготовке и поставке экспонатов для демонстрации на районные этапы выставок-конкурсов

   Главной задачей проведения районных этапов выставок-конкурсов является активизация работы по привлечению учащейся молодежи к творчеству, выявление и поддержка талантливой и одаренной молодежи, развитие и популяризация декоративно - прикладного творчества, сохранение и развитие народных традиций, активизации деятельности объединений по интересам.

   В связи с этим на районных этапах выставок-конкурсов экспонируются различные виды декоративно-художественных изделий, промышленной продукции, товаров народного потребления, образцы техники и макеты.

 

ПОРЯДОК ОТБОРА И ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКСПОНАТОВ

         Отбор лучших образцов для показа на районном этапе выставки-конкурса производится в учебных заведениях и учреждении дополнительного образования. Отобранные образцы включаются в тематический план экспозиции, который утверждается Оргкомитетом выставки-конкурса.

         Для оценки изделий в качестве экспоната, подлежащего направлению на районный этап выставки-конкурса, в учреждении руководитель и автор работ определяют возможность демонстрации каждого экспоната

 и проверяют его соответствие требованиям, изложенным в настоящей инструкции.

         В случае если экспонат не отвечает изложенным в настоящей инструкции требованиям и не представляется возможным найти решение по устранению дефектов и доукомплектования, он подлежит возвращению экспоненту.

         Экспонаты, предназначенные для показа, принимаются отделом декоративно-прикладного творчества. Сроки доставки, монтажа и отладки экспонатов должны быть согласованы с Оргкомитетом выставки.

         Все расходы, связанные с доставкой экспонатов на районный этап выставки-конкурса и их возвратом, относятся на счет экспонента. По окончании демонстрации экспонат возвращается экспоненту или по согласованию с ним может быть передан другой организации, в торговую сеть для реализации или списан в случае невозможности его дальнейшего использования. Для этого в целях рационального использования транспортных средств экспонент должен заблаговременно сообщить, куда направлять экспонат после снятия его с показа. Согласно положений республиканских выставок-конкурсов работы победителей и призеров остаются в республиканском выставочном фонде. Организационный комитет выставки-конкурса оставляет за собой право демонстрировать работы на мероприятиях некоммерческого характера.

         Учебное заведение, учреждение дополнительного образования по согласованию с Оргкомитетом должны обеспечить своими силами и за свой счет:

-         доставку, монтаж, наладку каждого экспоната для безотказного показа его в действии и, при необходимости, дежурства соответствующих специалистов, а также демонтаж экспоната после окончания демонстрации на выставке;

-         организацию консультаций по демонстрируемым экспонатам с привлечением автора работ (при необходимости).

Демонстрация экспонатов на выставке должна быть не более одного года. Демонстрация уникальных экспонатов в течение более длительного срока согласовывается с экспонентом.

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПОНАТАМ

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

      Для изготовления художественных изделий из дерева не допускается использование древесины, имеющей дефекты (гниль, червоточину, сплошную синеву и красноту, сучки). Поверхность экспонатов не должна иметь заусенцев, выхватов, трещин, царапин, сколов, шаровые соединения необходимо плотно подогнать. Резьба на изделиях не допускает сколов, нарушений орнаментального узора. Лакировка и тонировка - без подтеков, наплывов, посторонних включений и других дефектов, ухудшающих внешний вид изделия. Все детали художественных деревянных изделий должны быть прочно соединены, а открывающиеся изделия легко открываться и закрываться. Резьба должна быть четкой, хорошо выполнена технически, собранные детали плотно прилегать друг к другу. Поверхность изделий должна быть тщательно и красиво отполирована, внутренние поверхности (основание и внутренние выборки) гладко зачищены.

      Художественные изделия с лаковой живописью должны соответствовать требованиям к качеству изделий из дерева, поскольку сырьем для их производства служат в основном древесноволокнистые материалы. К лакированной поверхности и росписи предъявляются дополнительные требования: не допускается даже едва заметные подтеки краски, матовые пятна на их поверхности. На подносах не должно быть следов штамповки. Лаковая поверхность лицевой и обратной стороны должна быть ровной, гладкой, однородного цвета, без посторонних пятен, шероховатостей, без следов механического воздействия (трещин, царапин, сколов).

           Живописный рисунок должен быть четким, без каких-либо искажений.

    На художественных изделиях из металла не допускаются царапины, острые кромки, следы коррозии и другие дефекты, ухудшающие внешний вид. Штампованный, чеканный, филигранный или гравированный рисунок должен быть рельефным и четким. Отдельные детали прочно соединяться между собой, места пайки должны быть тщательно зачищены. Пористость припоя не допускается. Эмалевое покрытие должно быть равномерным по цвету, без трещин и прочно соединено с основным материалом. Отделка поверхности экспонатов должна быть надлежащего качества: шлифовка - чистой, матовая поверхность - ровной и бархатистой на вид, полировка - доведенной до блеска.

     В художественном оформлении керамических изделий допускается варьирование элементов композиции, росписи или другой художественной отделки при условии высокого качества исполнения. Глазурованная поверхность должна быть ровной, прозрачной, матовой или блестящей, без инородных включений, за исключением шероховатости и матовости, предусмотренной авторским замыслом. Экспонаты должны иметь устойчивое положение на горизонтальной поверхности, за исключением изделий, предназначенных для подвешивания. Приставные детали («носики», «ушки», «ручки» и др.) должны быть прочно прикреплены к основному изделию, парные детали расположены симметрично, кроме случаев, предусмотренных композицией. Все части изделия должны быть однородными по структуре, форме и отделке, гармонировать в комплекте. Надписи на изделиях должны быть четкими, выразительными. Не допускается овальность в изделиях круглой формы, зазоры между краями изделия, трещины, натеки и разнотонность глазури, щербины и сколы.

   Экспонаты из стекла и фарфора должны иметь правильную форму и размеры, высокое качество декорирования, отличаться хорошей механической прочностью. Гравированные изделия должны иметь равномерную бархатистую поверхность. Шлифованная поверхность должна быть отшлифована до полной прозрачности. Бесцветные изделия (хрусталь) должны быть прозрачными. Декоративные изделия должны быть устойчивыми на горизонтальной поверхности. Не допускается в изделиях включения, отличные по составу от основного сырья (воздушные и газовые включения в форме капель, бугорков, фарфоровые кристаллы стекла), а также неравномерность окраски (если это не предусмотрено авторским замыслом), сколы и щербины с внутренней и наружной поверхности края изделия, несимметричность, царапины. К дефектам декорирования относятся просветы, несимметричность (если это не предусмотрено), недоводки рисунка, растрескивание, подтеки, выгорание, потемнение и непрочное закрепление красок, наличие не зашлифованных участков.

    Общими требованиями для всех художественных изделий из кожи (обувь, кожгалантерейные изделия, декоративные панно) являются: прочность, легкость, правильная форма, красивый внешний вид. Кожа должна быть эластичной, равномерно окрашенной, без складок и морщин, с чистой лицевой стороной и четким теснение; строчка - ровной, хорошо натянутой, без пропусков стежков, петлистостью, пробоин, обрыва нитей. Не допускаются пятнистость и загрязнения, потеки краски. Детали изделий должны быть прочно соединены друг с другом.

   В художественных вышитых изделиях (скатерти, салфетки, рушники, панно и др.) не допускаются дефекты  внешнего вида: опал ткани при глажении и прорубка ткани иглой; вышивка и строчка нитками с прочностью окраски ниже норм; вышивка полинявшей ниткой или дошивка одного и того же элемента вышивки нитками другого оттенка; подрезы ткани и ниток и отсутствие прокладки в ажурной вышивке; подплетины (просвечивание основы из-за неправильно выбранного количества нитей для вышивки); недошитые части фрагмента рисунка; перекошенность рисунка на изделии или нарушение симметрии, если это не предусмотрено моделью. В изделиях должна быть выдержана цветовая гармония (закономерность соотношения цветовых частей и общее равновесие цвета).

   Изделия из соломки, выполненные в технике «соломоплетение» или «инкрустация», должны быть выполнены из качественно обработанной соломы (тщательно просушенной, выбеленной, тонированной). Не допускаются потеки клея, перекосы, неравномерная покраска.

     В художественных изделиях с росписью по ткани (батик) не допускаются дефекты, портящие внешний вид изделия, грубое искажение узора, непрочность красителя. Дефектами росписи могут быть затеки красителя за контуры рисунка, несимметричность расположения рисунка, належки (отпечатки узора на гладких местах от недостаточной просушки изделия). Рисунок должен быть четким, без перекосов и искажений, крашение - прочным.

     Трикотажные изделия (джемперы, свитера, комплекты, шапочки и др.) должны иметь правильную форму и размер, расположение деталей симметричное, без перекосов. Изделия с дефектами (спуск петли, штопка, грязные пятна, утолщение нитей, рельефное выделение более толстых нитей, нарушение узора, слабина, отклонения в размере) не принимаются. Все экспонаты должны соответствовать цветовым, фактурным и конструктивным изменения моды, отвечать потребительским запросам. Работы представляются коллекцией (не менее 3-х единиц) и дополняются аксессуарами.

    Коллекции швейных изделий (не менее 3-х единиц) должны отвечать современным тенденциям моды, представлять собой единое цветовое, фактурное и конструктивное решение. В оценке коллекции учитывается импровизация, трансформация в процессе ношения одежды, новизна идеи, форм и используемых материалов, художественный замысел, эстетический вкус, наличие  дополнительных элементов и аксессуаров. Швейные изделия с дефектами (неровная строчка, перекос, отклонения в размере, неэстетический вид) комиссией не рассматриваются.

Работы, требующие обрамления в рамки или багет, должны быть качественно оформлены, иметь крепеж. В сувенирных наборах изделия, входящие в комплект, должны иметь общее композиционное решение, гармонично подобраны друг к другу.

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПОНАТАМ

ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

     Экспонаты, предназначенные для демонстрации на районном этапе выставки-конкурса, должны изготавливаться в выставочном исполнении.

Экспонаты должны представлять собой образец новейших достижений науки и техники и прогрессивной технологии.

Машины, приборы и другое оборудование поставляются на выставку в виде действующих натурных образцов, укомплектовываются необходимыми запчастями, инструментом, оснасткой, принадлежностями, материалом и сырьем, позволяющим демонстрировать экспонат в работе в течение всего периода показа, а также должны:

-   удовлетворять требованиям техники безопасности;

-  иметь характеристику, техническое описание, фотографии, чертежи, схемы и т.д.

Наиболее важные и уникальные экспонаты при необходимости должны поставляться в комплекте с подставками (подиумами, платформами и т.п.).

      Приборы и аппараты должны быть пригодны для показа в действии. Комплектация образцов в каждом конкретном случае должна осуществляться по согласованию с Оргкомитетом. Модели и макеты, используемые для показа, должны быть, как правило, действующими. В виде моделей и макетов, когда это целесообразно, следует демонстрировать крупногабаритные установки, машины, оборудование.

     Окраска экспонатов должна быть произведена в соответствии с нормативно-технической документацией. Узлы машин, которые по тем или иным причинам целесообразно выделить (например, модернизированные узлы), окрашиваются в другой тон или цвет. Все сварные швы должны быть тщательно зачищены и окрашены.         Экспонаты, предназначенные для показа на открытых площадках, покрываются краской высокой стойкости. Окраску частей моделей и макетов следует производить соответственно натурным образцам.

     Упаковка экспонатов, направляемых на выставку, должна обеспечивать пыле- и влагозащищенность, полностью исключать возможность повреждения их окраски при транспортировке и установке.

     При подготовке экспонатов к показу, а также при их монтаже и демонстрации необходимо соблюдать правила техники безопасности, промсанитарии, пожарной безопасности и т.п., в том числе:

     -монтаж выполняется экспонентом в соответствии с правилами техники безопасности с учетом мероприятий по мерам предосторожности, как при обслуживании экспонатов, так и при его осмотре;

-           при показе станков и других машин, где применяется какая-либо рабочая жидкость (эмульсия, масло), должно быть исключено попадание этих жидкостей на одежду экскурсантов;

-           в необходимых случаях должны быть поставлены козырьки, кожухи из прочного материала, обеспечивающие безопасное наблюдение за работой экспоната;

-           все вращающиеся и движущиеся части машин и механизмов надежно ограждаются соответствующими щитками, выполненными с соблюдением требований технической эстетики;

- пусковые устройства должны исключать возможность их включения посторонними лицами;

- экспонаты, демонстрируемые в вертикальном положении и недостаточно устойчивые, экспонент обеспечивает соответствующими кронштейнами и устройствами, надежно предохраняющими экспонат от падения.

СОПРОВОЖДАЮЩАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

      На каждый экспонат в отдельности (исключение составляют коллекции) представляется характеристика утвержденного образца, графы которой должны содержать в себе полное описание изделия с указанием элементов новизны, технологией изготовления, а также полными данными об авторе и изготовителе. Экспонаты, представляемые без характеристик, не рассматриваются и подлежат возврату экспоненту.